Судовыми распределительными устройствами называется комплектное оборудование, которое представлено щитами со встроенными приборами, реализующими управление, защиту и сигнализацию, и выполняет прием и передачу электроэнергии потребителям.
Одним из основных аппаратов этой категории является ГРЩ. Он соединяет источники питания с сетью плавучих сооружений, регулирует их работу, а также оптимизирует и делает более безопасными процессы, связанные с поступлением ресурсов к конечному пункту назначения и их использованием внутри системы.
Электричество для судов вырабатывается аккумуляторными батареями и генераторами постоянного или переменного тока. Чтобы привести последние в движение, применяются первичные двигатели. При совместной установке этих двух конструкций на одну фундаментную раму получаются электроагрегаты, которые в зависимости от типа машин делятся на паро-, дизель- и турбогенераторы.
Судовые электростанции, помимо них, оснащаются главным и второстепенными распределительными щитами, в которых содержатся соответствующие узлы и механизмы, и располагаются на территории машинного отделения или занимают находящийся недалеко от него специальный отсек. Они бывают основными, вспомогательными и осветительными.
Первые размещаются на судах с гребными электродвигателями (дизельных и турбоэлектроходах) и обеспечивают их движение, привод дополнительной аппаратуры, питание осветительных и бытовых приборов. Мощность таких станций может измеряться несколькими тысячами киловатт.
Вторые обслуживают плавучие сооружения на дизельных, паро- и газотурбинных электроагрегатах (например, турбо- и теплоходы). За счет установок этого вида исправно работают вспомогательные механизмы и устройства, на объекте присутствует достаточное количество света. Они характеризуются меньшей по сравнению с предыдущими мощностью, которая обычно достигает нескольких сотен киловатт.
Третьи ориентированы на небольшие суда с паровым приводом дополнительного оборудования и чаще всего поддерживают их освещение. Величина вырабатывающейся ими мощности обычно ограничивается несколькими десятками киловатт.
За перемещение энергии от станции к потребителю отвечают электрические сети.
Силовые берут начало в НКУ ГРЩ и завершаются на приемниках или преобразователях. Последние изменяют частоту или число фаз, род тока. Они представлены выпрямителями, участвующими в питании электропривода и заряде аккумуляторных батарей, вращающимися или статическими преобразователями частоты и др.
Передача энергии в силовых цепях осуществляется с помощью фидеров, магистралей или тех и других одновременно.
Фидерная сеть подразумевает снабжение ответственных и самых мощных потребителей напрямую от ГРЩ через отдельные линии. Остальные подключаются к аппаратам более низкого уровня (РРЩ, ОРЩ, ГрРЩ) и получают ресурсы от них. Для сопряжения распределительных щитов с главным также используются фидеры.
Под магистральной сетью понимается система, в рамках которой энергия к приемникам поступает от РЩ или коробок МК. Эти приборы соединяются с разветвляющимися линиями параллельно.
Смешанная силовая цепь предполагает привлечение фидеров при подаче электричества к потребителям первостепенной важности. Менее значимые обслуживаются магистральными линиями.
Когда на гаммах ГРЩ исчезает напряжение или выходят из строя компоненты силовой цепи, задействуется аварийная с резервным источником питания.
Ресурсы между одинаковыми по области применения, функционалу и иным параметрам устройствами (освещение, вентиляция и т.д.) распределяют сети приемников. Силовую цепь от них отделяют преобразователи, являющиеся ее частью.
ГРЩ на судах имеют ряд особенностей, которые отличают их от конструкций, предназначенных для суши. Ключевое отличие – повышенная защита, что выражается в расположении токоведущих элементов. Все они устанавливаются внутрь НКУ, снаружи допускается только вывод панелей контрольно-измерительных узлов.
Такие агрегаты называются закрытыми. Согласно положениям Морского Регистра это единственный допустимый вариант исполнения электрощитового оборудования для водного транспорта.
Распределительный щит ГРЩ монтируется в плоскости поперечных ребер корпуса судна на возвышении. Это обеспечивает визуальную доступность приборов и сигнализации из разных точек помещения и облегчает слежение за их состоянием.
Аппарат должен обладать повышенным классом защиты, безотказно работать в условиях, которым присущи интенсивная вибрация, крен, влажность и непостоянный температурный режим.
Параметры функционирования ГРЩ на судне могут контролироваться и регулироваться как вручную, так и дистанционно через центральный пост управления или рулевую рубку.
В рамках автоматического администрирования электростанции синхронизируются одновременно работающие генераторы, при их перегрузке отключаются второстепенные устройства и системы, запускается аварийная установка с дизельным двигателем и наиболее важные потребители переводятся на нее.
В изготовлении панелей применяется влагостойкий и огнеупорный материал (например, стальные и железные листы). их количество, а также перечень реализующихся ими задач определяются числом приемников и генераторов. Нередко на каждый источник энергии и канал потребления (осветительные приборы, отопление, розетки и пр.) в панелях выделяется отдельный сегмент. Чтобы уменьшить габариты ГРЩ, сделать его боле компактным, проводится оптимизация нижней части шкафа, которой отводится только функция распределения ресурсов.
Коммутационное оборудование, размещенное в корпусе агрегата, полностью контролирует процесс передачи электроэнергии на всем пути ее следования. Указанная группа механизмов формируется рубильниками, выключателями и переключателями разных видов.
Устройства защиты предупреждают выход из строя и повреждение машин и проводников, присутствующих в структуре системы, из-за перегрузок, коротких замыканий и других сбоев в работе установок. Они представлены автоматическими выключателями, реле, плавкими предохранителями.
Отслеживание параметров тока и напряжения осуществляется с использованием амперметров и вольтметров (в том числе высокоомных, измеряющих сопротивление изоляции). Первые добавляются к конкретному участку цепи последовательно, вторые подсоединяются параллельно нагрузке или генератору.
Главный распределительный щит ГРЩ также оснащается сигнальными лампами, отображающими коммутационные положения приборов и состояние сетей, регулировочными реостатами, освещением самой конструкции.
От шин ведущего НКУ с помощью отдельных кабелей организуется питание:
Не вошедшие в список узлы должны подсоединяться к вторичным распределительным щитам.
Главный распределительный щит (ГРЩ)
Главный распределительный щит (ГРЩ) предназначен для ввода и распределения электрической энергии 0,4...
от 250 000 руб.
ПерейтиКорпуса «КРОН» (IP40-54)
Система распределительных шкафов для РУ и ГРЩ «КРОН» - это современная разработка, сочетающая в себе...
от 19 465 руб.
Перейти