Сложно представить перевозку пассажиров, грузов, добычу рыбы и морепродуктов без морского флота. Он играет важную роль в поиске и добыче полезных ископаемых, проведении научных экспедиций. В связи с этим можно наблюдать ежегодную тенденцию постоянного роста и технического усовершенствования кораблей и судов. Увеличиваются скорости хода, появляются новые типы энергетических установок, в том числе и более эффективное электрощитовое оборудование. В то же время улучшаются системы комплексной автоматизации, с каждым годом растет число морского транспорта, не требующее вахтового обслуживания силовых аппаратов.
Рабочие механизмы, блоки управления, датчики сигнализации и другие модули функционируют благодаря электроэнергии, поэтому она приобретает практически первостепенное значение. Для безопасной эксплуатации всех приборов важно выбрать правильное, подходящее под нагрузки электрооборудование и провести соответствующие действия для его монтажа.
До непосредственной закупки распределительных щитов и станций управления необходимо изучить оснащаемый объект, разработать проектную и другую сопутствующую документацию. Согласно ей будут спроектированы элементы электротехнических устройств, проведена их сборка, а также дальнейшая установка.
Важно помнить, что все монтажные работы должны проводиться только квалифицированными специалистами с соответствующим разрешением. Мастер обязан знать не только основы судовой электротехники, программирования и общую технологию судостроения, но и теорию электромонтажного и ремонтного производства.
Установка оборудования может происходить с применением нескольких базовых методов:
Этот способ подразумевает осуществление монтажа одновременно во всех помещениях морского транспорта. При этом кабели укладываются от одного электрощита до другого щита на всю длину без какого-либо промежуточного бухтования. Размещение начинается с затяжки магистральных проводов, проводится электромонтаж отдельных устройств и блоков, в которые вводятся питающие кабели. После завершения прокладки их можно подключать к сети.
Подобная технология позволяет выполнять установку достаточно быстро, поэтому активно используется для электрического оснащения в сжатые сроки. При этом сохраняется высокое качество проводимых действий и производительность.
Если требуется разместить большее количество аппаратуры прибегают к автономно-районной технологии монтажа. Она отличается последовательностью действий, которая регламентируется проектной документацией. Все работы начинаются в районах повышенной сложности и происходят в несколько этапов. Для начала прокладывают внутрирайонную проводку, начиная с первого блока, через каждый отсек. Затем происходит подведение кабелей внутри каждой оснащаемой части. При этом на их границах проводники разрезают и сращивают при необходимости. Третий этап подразумевает все вышеперечисленные действия, с добавлением специальных соединителей.
При таком способе монтажа объем работ возрастает, хотя количество электрощитового оборудования может оставаться тем же. При этом уменьшается длительность стапельного этапа и обеспечивается равномерная загрузка электромонтажного цеха. Эту технологию лучше употреблять на крупных судах, построенных блочным методом.
Оснащение посредством такого воздействия происходит одновременно с формированием и насыщением корпуса корабля. Весь технологический процесс делится на три стадии. Первая включает в себя сборку и размещение всех элементов в цехе. Затем происходит установка разводки в каждый блок или модуль судна на построечных площадках. В завершение осуществляют монтаж всех необходимых деталей и устройств в целом корпусе, осуществляется подводка проводов к распределительным щитам, шкафам автоматики, датчикам и сигнальным аппаратам. При этом используют соединители межблочных кабельных связей.